Все больше казахстанцев берут займы в он-лайне

Все больше казахстанцев берут займы в он-лайне

Сегодня все большую популярность обретает один из сегментов  fintech-отрасли — займы, выдаваемые через интернет. О том, как развить fintech-сервис  в Казахстане и почему микрозаймы до зарплаты помогают снизить уровень социальной напряженности рассказала в интервью ПП генеральный директор ТОО «Робот Займер» Индира Кенесарина.

В начале формирования рынка онлайн-кредитования в 2015 году спрос на данную услугу был невысок —  суммарный объем займов составлял 2.5 млрд.тенге, люди с опаской относились к подобным сервисам. Но уже к концу 2016 года объем выданных займов увеличился практически в 3,5  раза и составил 8,9 млрд.тенге.

Также увеличился общий кредитный портфель компаний, на конец 2016 года он составил 3,1 млрд тенге (годом ранее — 914 млн). Динамичное развитие рынка онлайн-займов обусловлено тем, что конкуренция в данном сегменте растет, компании предлагают все более выгодные для заемщика условия, а процедура оформления займа становится все проще.

— Индира, расскажите, пожалуйста, о старте fintech-компании в Казахстане? Как все начиналось? С какими сложностями пришлось столкнуться?

— В целом с 2014 года начала складываться благоприятная атмосфера для развития финтеха в РК, этому способствовали растущие потребности населения к небольшим займам до зарплаты, стала развиваться отрасль электронной коммерции, в целом, а интернет стал активно проникать в регионы. Если говорить о «Займере», то  изначально — это российская компания, начавшая свою деятельность в международном формате с РК в августе 2015 года. Как таковых сложностей, зависящих от технических мощей сервиса, не было, разработка скоринговой системы была уже тогда на достойном уровне. Трудности внедрения системы на тот момент были связаны с непониманием граждан — людям было проще собрать ряд документов, посетить офис, простоять в очереди, чтобы получить кредит или же взять деньги в долг до зарплаты у знакомых. Но как только первые заемщики «распробовали» услугу онлайн-кредитования и поняли, что она удобна и безопасна – стали оформлять займы все чаще, не опасаясь потери денежных средств или утечки информации.

— После подобного успешного «выхода» на рынок, какие действия были предприняты для дальнейшего развития сервиса?

— «Займер» первым стал предлагать услугу моментального перечисления денежных средств на банковскую карту, также для удобства наших заемщиков, было увеличено количество способов оплаты займа за счет сотрудничества с сервисами Qiwi и Kassa 24. Для оптимизации скоринг-процессов и надежной защиты данных заемщиков, мы сотрудничаем с компанией Processing.kz. Помимо прочего для оптимизации работы сервиса был заключен договор партнерства с Первым кредитным бюро, что способствует оперативному обмену информацией и оттоку дефолтных займов. Вопреки расхожему мнению, вся информация по оформленному онлайн-займу и дальнейшему взаимодействию заемщика с компанией-  фиксируется в кредитной истории, при этом, вовремя погашенный займ и дисциплинированность в своих кредитных отношениях способствуют улучшению кредитной истории заемщика в целом.

— По поводу дефолтных займов, скажите, пожалуйста, после «бума» заявок на выдачи займов, были ли трудности с их возвратом? Были ли проблемы с так называемым оттоком заемщиков?

— Резкого скачка по невозвратным займам не наблюдалось, как я отмечала ранее, за счет работы скоринговых моделей, а также налаженных бизнес-процессов мы не наблюдали кризиса в данном направлении, я бы даже отметила обратную картину: показатели демонстрируют динамичный рост, оттока заемщиков не только не наблюдалось, но отмечен также и существенный прирост. К примеру, объем выдачи сервиса за 1 квартал 2016 года был больше на 543% показателя 4 квартала 2015 года, а количество займов за данный период увеличилось на 328%. В 2016 году, по сравнению с 2015, объем выдачи вырос на 330%, количество выданных займов — на 212%. предполагается, что подобная интенсивная динамика сохранится и в 2017, уже в январе этого года объем выдачи выше, чем в январе 2016 на 69,33%.

— Как вы считаете, с чем связан подобный оживленный интерес казахстанцев к онлайн-займам?

-По оценкам аналитиков, пик выдачи займов приходится на конец месяца, именно в этот период наблюдается «кассовый разрыв» у казахстанцев, т.е, предыдущая зарплата закончилась, а до следующей еще несколько недель. Именно в таких случаях онлайн-займы могут быть полезны. Оформление займа не занимает больше 5 минут, деньги моментально поступают на карту, также  преимуществом является то, что выдаются небольшие суммы, с которыми банки, как правило, не хотят иметь дело, а по получению заработной платы займ возвращается через терминалы. Это удобный и комфортный способ взять в долг не обременяя родных и друзей.

— Существуют ли стратегические плюсы для Казахстана от развития рынка финтех и онлайн-займов в частности?

— Безусловно, развитие рынка несет в себе и плюсы к развитию экономики страны. Онлайн-микрозаймы способствуют снижению нагрузки на потребкредитование, у людей появилась возможность взять в долг деньги до зарплаты, при этом суммы, оформляемые заемщиками в (среднем 30 тыс.тенге), в выдаче которых банки, как правило, отказывают. Микрозаймы до зарплаты также помогают снизить уровень социальной напряженности.

— Индира, поделитесь, пожалуйста, вашими прогнозами о развитии рынка онлайн-кредитования в Казахстане

— Я уверена, что рынок онлайн-кредитования в Казахстане ожидает и дальнейший бурный рост — в ближайшие 3–4 года объем рынка может достигнуть 170 млрд тенге, а услугами компаний, выдающих онлайн-займы, воспользуются, по нашим оценкам, порядка 2,5 млн граждан. На рынке появятся новые игроки, соответственно, конкуренция усилится. Мы же, в свою очередь, планируем совершенствовать сервис, модернизировать систему скоринга. Также мы будем расширять партнерские связи, которые помогут совершенствовать сервис.

— Спасибо за беседу

Автор: Айя Оспанова



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *