Точка зрения: Почему по финграмотности не сдают экзаменов

Точка зрения: Почему по финграмотности не сдают экзаменов

«Финансовая грамотность пока не преподается на том же уровне, что математика или история, хотя имеет огромное прикладное значение», — отмечает генеральный директор коммуникационного агентства DROFA Валентина Дрофа. А между тем, может быть именно в связи с этим упущением и возникла проблема финансовой безграмотности населения.

Чтобы оценить общий уровень образования выпускников школ, во многих странах мира проводят единые экзамены. В Казахстане — это единое национальное тестирование (ЕНТ), введенное еще в 2004 году, в России — единый государственный экзамен (ЕГЭ), в США — SAT и ACT, в Германии и Австрии — Abitur, в Великобритании — A-level. Организованы такие экзамены по-разному, но имеют сходство в одном — они позволяют получить общий срез знаний по основным предметам.

В Казахстане выпускники сдают пять предметов: математика, история Казахстана, русский язык, казахский язык и предмет по выбору. Но в этом списке не присутствует важнейшая дисциплина, без знания которой вчерашним школьникам будет сложно перейти во взрослую жизнь, — финансовая грамотность.

Финансовая грамотность, к сожалению, пока не преподается на том же уровне, что математика или история, хотя имеет огромное прикладное значение. Умение управлять собственными финансами и нести ответственность за принятые решения — это важнейший навык, который необходимо развивать с раннего возраста.

Исследование Standard & Poor’s, проводимое в 2015 году, показало, что в Казахстане 40% взрослого населения финансово грамотны. И это даже чуть выше, чем в России (38%). Но другое исследование, проводимое годом раньше Международным центром экономической грамотности по стандартам, утвержденным Всемирным банком, выявило, что 36% опрошенных в Казахстане оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, 38% респондентов не ведут учет доходов и расходов семейного бюджета, 44% из тех, у кого есть свободные средства, держат деньги дома, у 63% казахстанцев регулярно заканчиваются деньги перед следующей зарплатой. Все эти цифры говорят о том, что реальный уровень финансовой грамотности очень низок, а значит в массе своей старшему поколению нечего передать младшему ни в плане капиталов, ни в плане знаний.

Ситуацию срочно необходимо исправлять и желательно начать это делать с первых классов школы, постепенно прививая не только привычку к грамотному распоряжению карманными деньгами, но и рассказывая об имеющихся финансовых инструментах, объясняя, как можно зарабатывать даже в подростковом возрасте, показывая, как и на чем стоит экономить, как правильно совершать покупки, избегать рисковых вложений и не попасться мошенникам. По мнению экспертов, начинать обучать детей финансовой грамотности можно с 6-7 лет.

Во многих странах постсоветсткого пространства присутствует проблема низкого уровня финграмотности. Мы привыкли считать, что планирование семейного бюджета — это удел тех, кому есть, что планировать. Отсюда берут свое начало и другие сложности, а именно высокая закредитованность населения, расцвет финансовых пирамид и иных видов мошенничества, отсутствие у людей каких-либо сбережений, привычка брать быстрые займы до зарплаты под гигантские проценты и т.д. По данным индекса финансовой грамотности, составленным Первым кредитным бюро, казахстанцы закредитованы, имея по 1,5 (а по некоторым данным и по 2) кредита на человека, и при этом не спешат отказываться от займов. На государственном уровне обсуждаются программы по повышению финансовой грамотности, в этом же заинтересован и регулятор — Нацбанк. Пока такие программы касаются взрослых людей, однако, чем раньше мы, участники финансовой сферы, начнем доносить важнейшие идеи по управлению своими деньгами до детей, тем более финансово образованное поколение получим в дальнейшем. И тогда уже показателем зрелости станут не только баллы по ЕНТ, но и реальные оценки по финансовой грамотности, которые помогут правильно реализовать все поставленные жизненные цели.

Автор: Валентина Дрофа, генеральный директор коммуникационного агентства DROFA

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *