Особенности национальной защиты потребителя

Особенности национальной защиты потребителя

Эксперты советуют казахстанских потребителям финансовых услуг изучать законодательство страны. 

Выступая с докладом на 1-й конференции посвященной защите прав потребителей финансовых услуг, заместитель начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Иман Аль-Кейси отметила, что в Казахстане нет единого закона о защите прав потребителей финансовых услуг.

«Регулятор принял множество норм в области защиты прав потребителей финуслуг, но нет отдельного закона, защищающего их. Список прав рассеян в разных законодательных актах, касающихся каждого отдельно взятого финансового сектора: банковского, страхового, пенсионного, рынка ценных бумаг», — подчеркнула Иман аль-Кейси.

Статистика НБ РК

По ее словам за последние 6 лет управление  обратились 50 тыс. человек, недовольных своими отношениями с банками. За последние три года регулятор констатировал рост количества жалоб. В 2014 году их было почти 8 тыс., в 2015 году — 10,9 тыс., в 2016 году — 12 тыс. обращений.

«В начале становления рынка к нам обращались за разъяснением услуг, например, как проводится компенсация по вкладам. Сейчас поступают претензии к действиям финансовых организаций. В 90% случаев при изучении договора и истории обслуживания не было юридических оснований для принятия мер к банку», — сказала Иман Аль-Кейси.

По словам советника банковского омбудсмана Руслана Ибрагимова в Казахстане с февраля 2011 года согласно внесенным изменениям в Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» введен институт банковского омбудсмана, который осуществляет урегулирование разногласий в досудебном порядке. Чаще всего, как отмечает эксперт, возникают споры из-за договора ипотечного займа, между банком и заемщиком.

Вместе с тем, по словам начальника управления продаж департамента розничного бизнеса АО «Нурбанк» Нурлана Омарова, за последние 6 лет регулятор применил 370 ограничительных мер воздействия к финучреждениям в связи с нарушениями в  работе последних. Это небольшая цифра, считает эксперт.

Нурлан Омаров, АО «Нурбанк»

Деятельность банков, по его мнению, сегодня сильно зарегулирована. А ведь помимо них на рынке есть и другие структуры, которые занимаются кредитование. «Человек через интернет-ресурс может получить кредит за час на свою карту. И это требует большего внимания, чем работа банков», — сказал он.

В свою очередь исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанской Ассоциации Финтех» Ерлан Смайлов обратил внимание участников конференции на тот факт, что сегодня на рынке он-лайн займов компании выдают быстрые кредиты. «Компании финтех рынка в течение часа выдают кредит. Мир меняется, скоро и банки к этому придут», — заметил спикер.

По его словам, компании онлайн-кредитования не рассматривают себя в качестве конкурентов для банков, тут же добавил он. Они отрабатывают в интернете те технологии и сервисы, которыми смогут воспользоваться банки. К тому же такие компании создают для них новых потребителей с хорошей кредитной историей.

По данным Ассоциации на осень 2016 года, за три предыдущих года было выдано 350 тыс. онлайн-займов на 12,9 млрд тенге. Это 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, добавил Смайлов. Основным продуктом в этом сегменте являются кредиты до зарплаты. В 2016 году их объем составил 8,9 млрд тенге вместо 2,5 млрд тенге в 2015 году. Кредиты в интернете дороже, чем банковские. Причина в больших затратах на маркетинг, на обслуживание фондирования, и в высоких рисках, пояснил спикер.

«С учетом девальвации и кризиса доходы домохозяйств падают и к концу месяца у них появляются кассовые разрывы и срочные траты. Если не будет онлайн-займов, то потребители пойдут за деньгами к столбовым ростовщиками, к криминальным структурам, где они никак не защищены. У нас все же есть договор, пусть не на бумаге, но ведь все действия человека в интернете можно отследить. В XXI веке бумага становится анахронизмом, и от нее надо уходить. Об этом говорит правительство, и сказал глава государства в своем послании», — говорит Ерлан Смайлов.

По мнению участников конференции, хотя Нацбанк не регулирует онлайн-кредитование, международный опыт диктует необходимость установления правил игры на этом рынке. И в этом смысле приоритетом номер один является сохранение потребителя.

Автор: редакция Портала

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *